Седельно-сцепные устройства на тягаче
Седельно-сцепные устройства используются для сцепления полуприцепа с тягачом. Безопасность в движении как раз исходит из надежности закрепления сцепки. Фиксируется оно к автомобильным тягачам и распределяет загруженность на оси тягача.
На грузонесущую плиту ССУ принимается часть веса. У этого элемента есть разрез для крепления шкворня полуприцепа. Снизу этой плиты находится система сцепления-фиксации. Такая связь элементов довольно надежна.
Видов среди ССУ всего два – шкворневое и бесшкворневое.
Шкворневая конструкция выглядит как металлическая плитка с разрезом в центре. На полуприцепе находится шкворень. Шкворень соединяется с разрезом в плите и закрепляется захватами. Система разъема-сцепления служит для передачи сил меж конструкциями для более маневренных поворотов полуприцепа по горизонтальной оси.
Бесшкворневую конструкцию отличают от шкворневой конструкции фиксацией поворотной стойки и ее устройством. Такое устройство сильно понижает загруженность шарниров.
Седельно-сцепное устройство составляют из тройки деталей. Вот в каком наборе ССУ советуют производители:
1. Разъемно-сцепное устройство
2. Плита опоры
3. Элементы крепежа
Шкворневые ССУ – это устройства, которые обеспечивают связь между полуприцепом и тягачом. В основе шкворневых деталей выступают полуавтоматические механизмы, которые не позволят грузу отцепиться в пути. Также имеется замок с ручным управлением.
Бесшкворневые ССУ – это устройства, которые соединены с седельно-сцепной системой и опорной частью. Расцепка и фиксация производится автоматически. Кнопка, служащая для этого, располагается в салоне авто. Эти конструкции монтируются в тягачи, которые перевозят грузы по городу в пределах небольших расстояний.
Для установки седельно-сцепных устройств, нужно сместить устройство, используя механический или гидравлический привод. Далее его нужно отрегулировать через салон водителя. После этого его необходимо зафиксировать сцепным механизмом.
Фиксировать ССУ обязательно исходя из следующих правил. Монтажную плиту нужно зафиксировать с помощью 8 винтов M 16 с классом прочности – 8.8. Выполняя монтаж, опорные части необходимо держать так, чтобы они опирались о плиту.
Опорные стойки лучше закреплять поперечно, а монтажную плиту продольно. Те ССУ, которые не имеют фланец в устройстве, закрепляют корончатой гайкой со шплинтом, а которые имеют — закрепляют захватами к опорному листу.
Закреплять болты необходимо сильно, чтобы силы натяжения хватило на долгое время. Также, места соединения с болтами нужно защитить от саморазвинчивания.
Состояние опор можно продиагностировать и самостоятельно. Для этого нужно:
• Произвести расцепление автопоезда. Закрепить колеса от откатывания. При расцеплении стоит взять во внимание на техсостояние механизма, предотвращающего задевание полуприцепом земли.
• Осмотреть соединительные детали полуприцепа тягача на предмет повреждений.
• Проверить дышло и петли в месте крепления рамы полуприцепа.
За состоянием ССУ следует следить около трех раз в месяц. Более частая проверка увеличивает срок службы ССУ. Для этого советуют:
• Оценивать надежность пружин, крепящих зажимы к стопорному штифту
• Плиту время от времени следует смазывать
Настройка седла автотягача – одно из главных условий сохранения механизма в рабочем состоянии. Седло начинает скоро изнашиваться во время транспортировки. Невозможно понять, правильно ли работает плита, просто осмотрев ее, поэтому необходимо знать возможные причины поломок узлов грузовика. Одной из особенностей проведения регулирования является появление стука во время остановки и движения автопоезда.
Вертикальные силовые опоры грузовика нечасто прогибаются под действием высокого давления на раму. При поворотах, на седло оказывается сильное давление под прямым углом, серьезно травмирующей верхнюю часть плиты, из-за чего на ее поверхности появляются маленькие зазоры. При использовании сцепной шкворень довольно скоро приходит в негодность, а эта деталь даже у специалистов требует огромного внимания.
Производители дают различные способы автоматизации сцепления и расцепления, чтобы обеспечить пневматические функции и датчики.
В тягачах все операции (такие как: высота седла, состояние сцепления) контролируются датчиками, находящимися в салоне.
Не существует водителей, не мечтающих убрать капитальный ремонт из своей деятельности. Чтобы увеличить срок работы как машины, так и ССУ, лучше всегда соблюдать следующие правила:
• Прежде чем начать движение убедиться в надежности закрепления шкворня.
• Поверхность перед сцепкой должна быть покрыта смазкой.
• Приобретать только качественную смазку.
• Время от времени необходимо проверять работоспособность механизмов и узлов (проверять, есть ли трещины, вмятины или коррозия); проверять, надежно ли затянуты болты.
• Не реже одного раза в год заменять смазку на опорных элементах седла. Вовремя производить техобслуживание ССУ - главный фактор, который поможет продлить срок службы детали, а также автопоезда.
Выбрать подходящие запчасти для прицепов, в том числе и ССУ от ведущих производителей вы можете в нашем каталоге ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ПРИЦЕПОВ.